Плацкарт — это не только бесконечные ночные беседы, быстрорастворимая лапша и извечное соперничество за место внизу. Это целая вселенная, где за поддержание порядка отвечает человек в форменной одежде. Одна из проводниц решила поделиться тем, что на самом деле означает жизнь в постоянном движении по стальным магистралям без выходных. Это не сетование на судьбу, а искренний рассказ о профессии, которую пассажиры видят лишь с одной, парадной стороны.
Начало пути сродни шторму
С момента отправления начинается настоящая круговерть. Необходимо проверить проездные документы, раздать комплекты постельного белья, заполнить множество бумаг и урегулировать конфликты среди недовольных.
«Один пассажир настаивает на нижнем месте, ссылаясь на больную спину, другой желает расположиться рядом с приятелями. Даже когда свободных мест уже нет, просьбы продолжают поступать. Порой разрешить ситуацию может только начальник поезда», — делится воспоминаниями проводница.
Из раздатчика билетов в торгового агента — без передышки
Как только состав приходит в движение, стартует торговля. На каждого сотрудника доводится план по реализации: чай, печенье, тапочки, устройства для зарядки.
«Даже если не хочется, продавать все равно придется. От выполнения плана напрямую зависит размер премии», — поясняет она.
Знаменитый чай в подстаканнике? Романтики в этом гораздо меньше, чем принято считать. Посуду моют быстро, следы губной помады оттирают вручную. А убирать ее приходится немедленно, иначе она просто найдет нового владельца.
Пассажиры подобны лотерейному билету
За годы работы она усвоила: внешность бывает обманчива.
«Спокойный молодой человек в спортивном костюме может оказаться прекрасным соседом, а респектабельный господин в деловом костюме — через несколько часов распевать песни и докучать девушкам».
Женщины нередко ищут убежища. Формально посторонним в служебном помещении находиться запрещено, но это правило часто нарушается:
«Если она плачет — мы спрячем, не раздумывая».
«Чай в постель» и прочие заблуждения
Многие уверены, что проводник — это нечто вроде официанта. Требуют принести напитки к своему месту, хамят, переходят на крик.
«С приобретением опыта перестаешь принимать это близко к сердцу. Это их проблемы, а не наши».
Плацкарт, лишенный романтического флера
Интимная обстановка за занавеской — это не вымысел. Иногда вмешиваться нет необходимости: другие пассажиры сами восстанавливают порядок. Но неприятный осадок все равно остается.
Когда запахи говорят громче слов
Жалобы на неприятные ароматы — тоже головная боль команды.
«Есть у нас такая шутка: если чувствуется запах — начинаем атаку с влажными салфетками. Пассажирам такое прямо не скажешь, а нам можно».
Пока все погружены в сон — находятся желающие поживиться
Самое серьезное — это воровство. Злоумышленники заходят на несколько станций, выжидают, пока все уснут, и скрываются с чужими вещами.
«Мы не несем ответственности за багаж. Телефон или бумажник исчезают за считанные минуты. Вернуть пропажу почти невозможно».
Совет от бывалой проводницы:
— Берите с собой лишь самое необходимое
— Храните ценности при себе
— Лучше заснуть, обняв рюкзак, чем лишиться его содержимого
Работа проводника — это не только билеты и чаепитие
Каждый рейс — это десятки жизненных ситуаций, сотни просьб и конфликтов. Проводник — это и контролер, и продавец, и непрофессиональный психолог одновременно. В следующий раз, занимая свое место в вагоне, помните: ваше спокойствие оплачено терпением и усилиями другого человека.